ГРЕБНОЙ КЛУБ «ЗНАМЯ»

 

 

Рыцари водной стихии

 

Вся сознательная жизнь Георгия Ивановича Гущенко связана с морем, водной стихией, и…академической греблей. Более 60 лет его трудовой деятельности прошли в ОАО ЦКБ морской техники «Рубин». Время строительства галер давно миновало в историю, современные корабли, которые проектируют российские инженеры, бороздят океанские просторы, а победные финиши на академических судах остались в юности, в воспоминаниях, медалях, кубках и стареющих в альбомах фотографиях.

Родился Георгий Гущенко в Ленинграде 2 марта 1931 года. На пятой Советской прошло его детство, тяжелейшие блокадные дни. Дети наравне с взрослыми держали оборону. Они дежурили на чердаках и крышах своих домов, тушили зажигалки. Организованные в школе детские бригады в совхозе в Колтушах сажали, пропалывали и убирали овощи. Отец Георгия воевал на Ленинградском фронте, мать отправили на оборонные работы. Их дети, хлебнув горя, очень рано повзрослели. Первой наградой в жизни Георгия Гущенко стала медаль «За оборону Ленинграда».

Потом было долгожданное снятие блокады, триумфальный День Победы 9 мая. Дальше начиналась выстраданная мирная жизнь со всеми её радостями и проблемами.

Георгий поступил в судостроительный техникум, который и открыл ему путь на Крестовский остров – удивительное царство водных видов спорта. На гребную базу «Судостроитель», которая располагалась рядом со старейшим гребным клубом «Красное Знамя», учащиеся техникума пришли в один из воскресных дней. Этот случай можно считать днём рождения будущего чемпиона.

Молодёжь с утра до вечера находилась на гребной базе. Она стала их вторым домом. Вчерашние мальчишки, пережившие блокаду, в медицинских карточках которых ещё недавно писали диагноз «дистрофия», расправляли плечи, мужали телом и духом. На гребных базах звучала музыка, играли в волейбол, теннис, на плоту выезжали на природу в залив и на острова. Ходили на плоту и в лодках на другой берег в молочное кафе. Жизнь била ключом.

Когда четвёрка с рулевым, в составе которой выступал Георгий в первенстве Ленинграда, победила, на него обратили внимание. Было это в 1951 году. В том же году осенью в Москве был отбор на Олимпийские игры. Гонялись осенью уже при снеге. Кандидатов на поездку на первую Олимпиаду в Хельсинки, в феврале отправили на сбор в Поти. На озере Полиастони наспех поставили эллинги, завезли лодки и весь необходимый инвентарь. Начали формировать команды.

В четвёрку с рулевым посадили загребать Бориса Фёдорова, Георгий занял третий номер, Евгений Третников на втором, а Кирилл Путырский сел на первый номер. В 1952 году на чемпионате СССР в Москве знамёнская  четвёрка с рулевым выиграла у москвичей девять десятых секунды: К. Путырский, Е. Третников. Г. Гущенко, Б. Фёдоров на руле с тренером  Б.Бречко.

Перед самой Олимпиадой в Москве принимали иностранные команды, среди которых были и чехи, впоследствии выигравшие Олимпийские игры в Хельсинки. Они гребли своеобразно, каким-то другим стилем, напоминавшим новичков.

В Хельсинки в гонки четвёрок распашных с рулевым заявили 17 экипажей. Сразу пробиться в полуфинал ленинградцам не удалось. Во втором утешительном заезде команда пришла к финишу второй и не попала в финал.

После этого они ещё два года выступали в четвёрке, но мечтали о восьмёрке. В 1953 году в четвёрке на чемпионате страны в Москве стали серебряными призёрами. Е. Третникова в экипаже заменил Г. Брюльгарт. В августе 1953 года в Копенгагене (Дания) четвёрка распашная с рулевым, в составе которой был Георгий, пришла к финишу второй. 14 лодок оспаривали европейское первенство.

В 1954 году знамёнская восьмёрка, в составе которой был Георгий Гущенко, на чемпионате СССР финишировала вслед за командой Москвы. 1955 год стал победным для ленинградцев – они выиграли чемпионат страны. Для Георгия этот год стал памятным ещё и тем, что он получил диплом в Северо-западном машиностроительном институте, закончив заочно отделение судостроения.

Чемпионат СССР в олимпийском 1956 году восьмёрке гребного клуба «Красное Знамя» принёс разочарование. Команда заняла второе место, совсем немного уступив московским соперникам. Видимо, поэтому впервые решили сделать сборную команду для выступления на Олимпийских играх в Мельбурне. Восьмёрку поручили тренировать заслуженному мастеру спорта Александру Михайловичу Шведову. В команду взяли троих ленинградцев Б. Фёдорова, А. Антонова и Г. Гущенко, и пять гребцов из «Крыльев Советов».

Первый опыт совместной гребли применили на гребной регате в Румынии. Увы,  разные стили гребли двух столичных школ давали о себе знать. Москвичи проповедовали лёгкий порхающий стиль бабочки, а ленинградский стиль тяготел к силовому варианту.

Сборная явно не получалась, то рекордное время показывали, то вообще шли как по песку. Но, отступать было поздно, день отъезда стремительно приближался.

Переезд в Мельбурн был долгим. Гребцы выступали первыми, поэтому и приехали одними из первых. Добирались на перекладных. Сначала они остановились для тренировок в Ташкенте, чтобы не потерять форму. На дворе стоял декабрь, что не лучшим образом отражалось на организме спортсменов. Затем был перелёт и остановка в Рангуне. Там им дали восьмёрку, на которой они тренировались на канале. Под жарким южным солнцем сразу обгорели. Только какое-то время спустя, команда прибыла в Австралию.

В Мельбурне они заняли пятое место. Не было стабильности в выступлениях сборной команды. Загребал в восьмёрке В. Крюков. В полуфинале советский экипаж занял третье место, и выбыл из дальнейших соревнований. Финальные заезды проводились на четырёх дорожках.

Но особого повода для грусти всё же не было. Вся жизнь была ещё впереди. Большинство членов советской олимпийской сборной шли в Мельбурн на теплоходе «Грузия». Обратно на нём возвращалась уже вся советская олимпийская сборная. У Георгия Гущенко остались на память фотографии того путешествия. Вокруг были все знакомые лица, за время пути все сроднились. От Владивостока состав с олимпийцами шёл целых семь суток. Их встречали на каждом полустанке хлебом — солью. Все хотели увидеть олимпийцев, пожать чемпионам руку, получить автограф.

В Австралию гребцы отправились в лёгких светлых костюмах, а возвращались по Сибири домой в самый мороз до — 40 градусов. Без тулупа было не выйти из вагона.

Дальше было продолжение. Снова тренировки, соревнования, планы, и их исполнение. Георгий Гущенко в восьмёрке  четыре раза становился чемпионом страны: в 1955, 1957, 1958 и 1959 годах. В 1954 и 1956 году было завоёвано «серебро».

В 1957 году в Москве состоялись Международные дружественные спортивные игры молодёжи. Снова знамёнцы выступали своим составом в восьмёрке с загребным Борисом Фёдоровым. Они заняли первое место. В матче СССР — США в следующем 1958 году в Москве в Химках  той же командой пришли к финишу вторыми после экипажа гребного клуба «Вашингтон – Хеекис».

Два года подряд в 1957 и 1958 году восьмёрка выступала в Хенлее.

После того, как ленинградцы выиграли в 1958 году Хенлейскую регату у американцев, они подарили русским восьмёрку. Подарок был дорогим, но почему-то команда никак не могла приспособиться к новой лодке. В следующем году они взяли подарок в Швейцарию, но вынуждены были от неё отказаться. Четвертьфинал  в ней проиграли, поэтому пошли на утешительный заезд, взяв у поляков швейцарскую лодку, такую в которой они привыкли грести. Выиграли полуфинал, и вторыми пришли в финале.

На чемпионатах Европы Георгий Гущенко завоевал «золото», две серебряные медали и две бронзовые. В сентябре 1957 года в Дуйсбурге ( ФРГ), Георгию вручили «серебро». Знамёнская восьмёрка с загребным Борисом Фёдоровым закончила гонку вслед за итальянской командой. В тот год на старт вышли 12 сильнейших восьмёрок Европы. В 1958 году в Познани (Польша) чемпионат Европы можно было назвать мировым первенством. Ленинградцы стали обладателями «бронзы», поднявшись на пьедестал вслед за итальянцами и американцами. Чемпионат Европы 1959 года в Маконе (Франция) вновь принёс экипажу восьмёрки бронзовые награды.

Ещё одну награду, связанную со спортом, Георгий Иванович Гущенко получил после Олимпийских игр 1980 года в Москве. Коллектив предприятия, где он трудился, сделал сто тренажёров для подготовки спортсменов олимпийской сборной. Всю работу они выполнили на своей производственной базе. Тогда медалью наградили генерального директора ОАО ЦКБМ «Рубин» Игоря Дмитриевича Спасского и Георгия Ивановича Гущенко.

 

 

 

г. Санкт-Петербург, Вязовая ул., д. 4